среда, 4 сентября 2013 г.

Онлайнизация туризма

Не так давно опубликовал материал об оживлении туристического рынка как за рубежом, так и в Украине. Естественно, оживление это условное, где-то наблюдающееся, где-то не очень. Но цифры, которые свидетельствуют о росте, являются прямыми фактами, от которых нелегко отмахиваться. Теперь самое время рассмотреть основную причину роста показателей туриндустрии – перехода ее на онлайновые рельсы.
Покорение сети Интернет
Начнем с главного и даже очевидного – в чем секрет успеха онлайн услуг? Дело в том, что туризм – это классический пример потребительского бизнеса. И в условиях жесткой конкуренции преимуществ получает тот, кто сумеет предложить клиенту максимально понятную услугу за приемлемую цену. А донести это предложение в кратчайшие сроки до клиента позволяет именно всемирная сеть Интернет. И здесь на первый план выходят технологии онлайн-бронирования туров, авиабилетов и отелей. 

Динамика доли онлайн-бронирований на украинском туристическом рынке
Общее распределение  онлайн и офлайн-бронирования 
на украинском туристическом рынке в 2013 году (прогноз)


Как видно из графика, ежегодно спрос на туристические интернет-сервисы растет. Правда, данные, которые изображены здесь и на прочих диаграммах, предоставлены исключительно из одного источника – оператора Amadeus. Но именно эту компанию можно смело назвать одним из «китов» мировой туриндустрии, следовательно, данные обладают достаточной достоверностью. 
Общее распределение  онлайн и офлайн-бронирования 
на европейском туристическом рынке в 2013 году (прогноз)


Кстати, в Европе доля онлайн продаж ненамного больше, чем в Украине. 

Темпы роста доли онлайн-транзакций на украинском рынке


Очень важно посмотреть как развивались онлайн продажи в течение последних лет. Из графика мы видим, что как раз после кризиса 2008-2009 годов туристическая индустрия Украины стремительно перешла на работу онлайн и продолжает развивать этот сектор действительно семимильными шагами, хотя и несколько меньшими.

Темпы роста доли онлайн-транзакций на европейском рынке
Зато европейский опыт внедрения туризма в сеть Интернет продолжается в течение гораздо дольшего периода, потому темпы роста выглядят не такими внушительными. Кстати, следует учесть еще один фактор – «мобилизацию». Именно так сегодня принято называть повальное увлечение смартфонами и планшетами для серфинга интернет-пространства. По данным Amadeus, 2020 году в мире порядка 25 % продаж будет осуществляться посредством мобильных устройств.

Теперь самое время посмотреть что именно покупают в Сети. По данным российской компании Data Insight, из сотни заказчиков 75 бронируют в сети Интернет авиабилеты, 52 – железнодорожные билеты, а еще 35 – отели. Зато на готовые турпакеты приходится лишь 7 % всего объема. Ну и самый мизер у проката автомобилей и билетов на паромы – 3 %. Естественно, это данные российских онлайн компаний, но практика показывает, что практически аналогичные реалии происходят и у украинских туристов.

Проблемы
Как и в любом другом деле, онлайн-туризм кроме удобств имеет свои минусы. Главная проблема покупки в сети Интернет – недостаточное наличие информации. К примеру, турист сплошь и рядом желает знать какой пляж у отеля, какие размеры бассейна, далеко ли расположен горнолыжный подъемник. Именно поэтому происходит традиционный процесс онлайн покупок в Украине: смотрят первичную информацию в сети Интернет, а затем, после уточнения всех деталей, покупатель приобретает товар или услугу офлайн.

Еще одна серьезная проблема - актуальность публикуемой информации в Сети. Сегодня на украинском рынке имеется уже несколько туроператоров, предлагающих «витрины» горящих туров на сайты турагентств. Но при этом, сплошь и рядом туристы жалуются, что горящий тур в Турцию или Грецию по очень выгодной цене, опубликованный на сайте, оказывается проданным и менеджеры предлагают другие варианты. Все это связано с отсутствием единой базы данных, в которую вносятся оперативные изменения.

Ну и, наконец, третья проблема – нежелание большинства жителей Украины пользоваться платежными картами банков для расчетов в сети Интернет. До сих пор в рейтинге наиболее распространенных операций с банковской картой пальму первенства занимает позиция «снятие наличности в банкомате». Именно таким образом поступают порядка 85 % держателей банковского пластика. Связано это как с недостаточным уровнем финансовой культуры людей, традиционно предпочитающих рассчитываться наличностью, так и с опасением за свои денежные средства, которые мошенническим путем могут быть сняты с карты.

Впрочем, глядя на статистические данные в начале статьи, можно смело говорить, что все эти проблемы постепенно решаются и полный переход на онлайн продажи уже не за горами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий