Недавно в Одессе прошла третья международная конференция Black Sea Cruise 2012, посвященная круизному туризму. Как и в предыдущие годы, на мероприятии присутствовали несколько топ-менеджеров компаний-операторов круизного туризма, представители портов Черного моря, а также обязательные чиновники из туристической сферы, пользы от которых немного, но не позвать тоже как-то некорректно. Вопросы, которые поднимались на конференции, не отличались креативностью – как развить круизный туризм на Черном море и откуда привлечь в этот туризм инвестиции. Потому, как и в прошлые разы, единого плана действий участники конференции не выработали, а все мнения свелись к общему знаменателю – не видать Черному морю круизного аншлага в обозримом будущем.
Есть в маркетинге и рекламе такой термин как «отстроиться от конкурента». Его суть проста: необходимо выделить такие преимущества товара или услуги, которые позволят выглядеть продавцу особенным среди многочисленных конкурентов. Вот именно это и проделали в свое время турецкие власти в круизном бизнесе по отношению к портам Черного моря. Турецие чиновники сумели по настоящему отстроиться от конкурентов, соорудив висячие мосты через пролив Босфор, высота которых (68 метров от водной поверхности до проезжей части) не позволяет зайти в Черное море громадным круизным лайнерам.
Конечно, в 70-ых годах прошлого столетия вряд ли турецкие власти и инженеры представляли, какие громадные лайнеры с 4-5 тыс. туристов на борту будут бороздить моря и океаны. Но как бы там ни было, эти два моста существенно отсекли черноморские порты от потока круизных туристов. В конкретных цифрах это выглядит так: по итогам 2011 года в Стамбул зашло 400 круизных судов, а в Одессу – только 75. То есть, только четвертая часть лайнеров с туристами может зайти в Черное море, остальные же возвращаются назад, на средиземноморские просторы.
Ну ладно бы, если все упиралось только в количество судозаходов в черноморские порты. Но ведь есть еще и проблема с качеством туризма. Во-первых, в Черное море заходят круизные суда, которые невелики по габаритам и, соответственно, на борту несут меньше туристов. Во-вторых, стоимость круиза на таких судах, как правило, ниже, чем на современных громадинах-лайнерах, предоставляющих максимально комфортное пребывание на своем борту. Вот и получается, что в наши края прибывает ограниченное число туристов, которые и высокой платежеспособностью не отличаются.
Таким образом, перспективы черноморских портов в развитии круизного туризма, несмотря на конференции и новые маркетинговые программы, пока что сводятся к одному - подбиранию как можно большего числа крошек с средиземноморского стола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий