суббота, 22 сентября 2012 г.

Туристический андеграунд. Часть 2. Подземный гешефт по-одесски



Один из парадоксов экономики и менеджмента заключается в том, что профессионалы своего дела редко могут превратить свое занятие в успешный бизнес. Нужен человек извне, который не "замыленным" взглядом оценивает проблемы и перспективы, а затем начинает с энтузиазмом развивать предпринимательство. То же самое прозошло с рынком подземного туризма в Одессе, который хоть и далек от идеала, но уже приобрел четкие очертания.

Как я писал в предыдущем посте "Туристический андеграунд". Часть 1. Подземными тропами", предпосылки к формированию рынка подземного туризма создали люди, далекие от туристической деятельностию Зато потом их инициативу подхватила молодая поросль энтузиастов. Прогулявшись пару раз по катакомбам и прочитав немного познавательной литературы о них, «новые» подземщики начали создавать группы и страницы в соцсетях, приглашая всех желающих за умеренные деньги прогуляться под землей. Поняв, что таким методом много денег не заработаешь, они решили предложить свои услуги турагенствам, специализирующимся на въездном туризме и тем самым расширить их перечень услуг. 

«Вначале турфирмы отказывались из-за опасности таких прогулок. Ведь ни одна инстанция не даст «добро» на такие экскурсии. Но сейчас они нашли лазейки. Вначале собирается группа, на которую оформляются документы, будто ее везут в легальный музей в Нерубайское. Если люди задают вопрос о страховке, то здесь «типа полный порядок»: их страхуют на минимальную сумму для похода в музей, который безопасен и легален. В музее им ставят отметку, что они там были, и затем они уходят в «дикие»  катакомбы», - говорит подземщик Андрей.

Здесь следует понимать, что ни один страховой агент не выдаст страховку для посетителя «нецивилизованных» катакомб. Нет, не так! Выдать могут, но ее стоимость будет такая же, как и страховка жизни корреспондента, направляющегося делать репортаж в зону военного конфликта. То бишь, в разы дороже самой дорогой подземной экскурсии. Так что, реальное страхование любителей подземного отдыха отсутствует. Возникает вопрос: а сами турфирмы не опасаются за жизни своих клиентов? Ведь в случае чего собственникам турбизнеса будет угрожать не только потеря репутации, но и тесное знакомство с правоохранительными органами.

Но, в отличие от туристов, владельцы турагентств подстраховались и оградились от возможных рисков. Дело в том, что все официальные документы свидетельствуют, что туристы находятся в подземном музее в Нерубайском. Если же с ними что-то случится в диких катакомбах, то все полноту ответственности на себя принимает фактически гид-проводник (читай представитель молодой поросли подземщиков, решивших срубить денег на экстрим-туризме), с которым у турфирмы нет официальных договоренностей. Причем ответственность на себя эти горе-гиды принимают фактически за бесценок.
«Проводникам платят за «проводку» группы сущие копейки – 50-60 грн за человека, в то время как каждый клиент турфирмы платит 300 грн. Так что навар неплохой. Из-за скудной оплаты проводники работают сразу на несколько фирм. Но все они, как правило, ненадежны. Обычно я рекомендую каждому, кто водит людей под землю, самому год поработать в шахте. Чтобы самостоятельно увидеть, как падают потолки и случаются обвалы. Надо понимать, что водить людей под землю – это большая ответственность», - говорит подземщик Андрей.

Но как бы там ни было, не более десятка молодых подземных энтузиастов стали своего рода локомотивом для рынка одесского подземного туризма. По скромным оценкам, объем этого рынка вырос в 5 раз по сравнению с началом 2011 года. Наиболее благоприятный сезон для такого бизнеса, конечно же, лето. К примеру, по мнению специалистов, за период май - август «дикие» одесские катакомбы посетили около 1000 человек, что является своего рода рекордом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий