Одесса, Львов, Бердичев – все эти города, находящиеся сегодня
на территории Украины, были заселены преимущественно лицами еврейской
национальности. Именно так рассказывают об этом исторические документы и литература
прошлых лет. Не буду говорить за Бердичев, так как не был там, но сегодня о
евреистости Одессы и Львова абсолютно ничего не напоминает. Разве что название улиц
Еврейская (Одесса) и Староеврейская (Львов). Зато польский Краков в этом плане
– впереди планеты всей…
Резонный вопрос - откуда в Польше взялись евреи? Оказывается все просто. В конце 14-го века сегодняшний цветущий и благополучный Краков представлял собой жалкое зрелище: убогие деревянные дома, грунтовые дороги на улицах, абсолютное отсутсвие канализации и прочие прелести, присущие большинству европейских городов Седневековой эпохи. В общем, городу нужны были деньги на развитие и тогдашний польский король Казимир Великий знал где их найти. Вернее, знал тех, у кого они есть. Естественно, речь идет о евреях.
Пообещав представителям «богоизбранного» народа неслабые привелегии, он сумел переманить немало евреев с берегов Рейна на побережье Вислы. Более того, в Краков неожиданно упал «еврейский бонус» с соседской территории - нынешней Чехии, а тогдашней Моравии. Дело в том, что примерно в этот период там свирепствовала чума, уносившая миллионы жизней. И тут христиане заметили, что иудеи не так активно вымирают по сравнению с другими нациями. Хотя все дело было в элементарной гигиене и особенностях кухни - евреи регулярно ходили в баню а в пищу принимали большое количество чеснока - в высокоцивилизованной Европе тех времен такие ребусы решались крайне просто: обвинение в ереси и колдовстве, а затем резня и погромы. Все это вынудило еврейский народ найти спокойную пристань, которой стала территория Польши. И сухие цифры здесь гораздо эффективнее расскажут об этом, чем самый красноречивый автор: до 1939 года в Польше проживало 5 млн евреев, а население Израиля сегодня не превышает 8 млн человек.
Все иудеи поселились в отдельном городке – Казимеж, который сегодня стал практически центральным районом Кракова. Обнесенный забором до 19 века, этот уголок Польши долго был своего рода еврейской резервацией Европы: евреям запрещалось селиться за пределами Казимежа.
|
Стена, до 19 века ограждавшая Казимеж от других районов Кракова |
|
Первая синагога в Казимеже. Построена в 1407 году. |
|
Улица Широка - с нее начинается Казимеж |
|
Сейчас это кафешка, а ранее именно так выглядели вывески на этих магазинчиках |
|
Когда-то давно здесь трудились столяр Бенжамин Хольцер и закройщик Шимон Кац |
С началом Второй Мировой в Польше, как и других странах
Европы, настали крайне суровые времена для евреев. Краков без особых проблем
был взят немцами, в городе было создано свое еврейское гетто, просуществовавшее
около года. В нем проживало 65 тыс. евреев, но затем всех их перевезли в концлагерь Плашув и Освенцим. Из этих 65 тыс. к концу войны в живых остались
лишь около тысячи евреев, большая часть которых спасена легендарным Оскаром
Шиндлером.
|
Площадь Краковского гетто. Стулья напоминают, что в период выселения евреев в геттом, на улицу выносилась вся мебель из жилищ чтобы никто в оставляемом доме не спрятал младенцев |
|
Стена, ограждавшая Краковское гетто. Выполнена в виде надгробий на еврейских кладбищах. |
Кстати, о господине Шиндлере считаю нужным рассказать пару отдельных слов.
Начну с того, что известный режиссер Стивен Спилберг немало приукрасил его личность. Фабрика по производству эмалированной посуды, на которую австрияк Шиндлер нанимал
евреев из гетто и концлагерей
и тем
самым отводя от них угрозу гибели
, досталась ему от самих же евреев. С началом
оккупации Кракова два ее прежних владельца-еврея в рекордно короткие сроки переписали
все учредительные документы на Шиндлера и стали что-то вроде топ-менеджмента,
на плечах которого держалось все производство. При этом Оскар Шиндлер - этот "великий фабрикант" и «акула
капитализма»
- не просто так принимал
евреев на работу, а за неслабые подношения: золото, драгоценности и т.д. О его
высоких организаторских и предпринимательских талантах свидетельствует тот
факт, что ближе к концу войны
и с
исчезновением заказов со стороны Третьего Рейха, фабрика по сути обанкротилась
и сегодня в ее здании находится музей. Впрочем, Шиндлер не особо горевал по
этому поводу: будучи внесенным в число праведников мира, до конца своих дней
благодарные за спасение евреи содержали его за свой счет. В общем, уроженец
Австрии реально прожил большую часть сознательной жизни исключительно за деньги
евреев. Вот это таки талант.
|
Подъезд дворика, из которого в фильме "Списко Шиндлера" выгоняли евреев в гетто |
|
Внутри дворика в наши дни |
|
Здание фабрики Шиндлера, в котором сегодня музей. Весь фасад полностью отреставрирован, только ворота на въезде остались неизменными. |
|
Потомки трудового коллектива фабрики Шиндлера |
Сегодня, несмотря на богатое историческое наследие, в
Кракове официальная еврейская община насчитывает не более 200 человек,
подавляющая часть которых – старики и старушки, не пожелавшие эмигрировать в
Израиль. И хотя правительством Польши
принята
программа по возвращению собственности их первоначальным владельцам, ведутся активный поиск этих владельцев и власти уговаривают вернуться их в Краков, до сих пор многие здания в Казимеже остаются ничейными.
* * *
Выражаю особую благодарность Польской туристической организации и авиакомпании Eurolot за организацию поездки в Малопольское воеводство, а также все тем, кто сделал путешествие насыщенным и интересным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий