Несмотря на развитие интернет-коммуникаций и совершенность средств связи, личное впечатление от зарубежной поездки сложно чем-то заменить. Организация виртуальных выставок, Skype-конференций и прямой трансляций с симпозиумов – все это дает возможность получить необходимую информацию не выходя из офиса или дома. Но многие предприниматели и сотрудники компаний, не отрицая полезность вышеперечисленного, продолжают приобретать авиабилеты и бронировать отели в другой стране. И хотя в последнее время мировой рынок делового туризма демонстрирует незначительное падение, его перспективы рано сводить к нулю.
Немного определений
Начнем, как всегда, с определений. Деловой туризм — это поездки или командировки сотрудников компаний (организаций) с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. В последнее время словосочетание «деловой туризм» все чаще предпочитают заменять английской аббревиатурой MICE, которая расшифровывается следующим образом: M — Meetings (Встречи), I — Incentives (инсентив, поощрительные поездки), C — Conferences (Конференции) и E — Exhibitions (Выставки).
По оценкам специалистов, четверть всех путешествий – это деловые поездки. Наибольшую долю в сегменте бизнес-поездок занимают инсентив-туры, призванные повышать мотивацию сотрудников – порядка 73 % от общего числа служебных поездок. Еще 16 % - это командировки, связанные с посещение семинаров и конференций. Оставшаяся часть приходится на организацию ярмарок, выставок и презентаций.
Считается, что затраты бизнесменов при этом в три раза больше расходов обычных туристов. Следовательно, страны, которые посещают предприниматели, получают от таких туров немалые доходы. Как правило, наиболее развитые бизнес-направления приходятся на страны с высокой деловой активностью. Среди них – США, Китай, Япония, Великобритания, Германия и Чехия. Последнее государство следует особо отметить, так как оно сумело извлечь максимум выгод от бизнес-туризма, подняв его на достойный уровень.
Чешский опыт
К примеру, вопреки плохим прогнозам о возвращении и углублении экономического кризиса в Чешской республике за первое полугодие 2012 года наблюдается прирост бизнес-туристов на 11 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Немного определений
Начнем, как всегда, с определений. Деловой туризм — это поездки или командировки сотрудников компаний (организаций) с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. В последнее время словосочетание «деловой туризм» все чаще предпочитают заменять английской аббревиатурой MICE, которая расшифровывается следующим образом: M — Meetings (Встречи), I — Incentives (инсентив, поощрительные поездки), C — Conferences (Конференции) и E — Exhibitions (Выставки).
По оценкам специалистов, четверть всех путешествий – это деловые поездки. Наибольшую долю в сегменте бизнес-поездок занимают инсентив-туры, призванные повышать мотивацию сотрудников – порядка 73 % от общего числа служебных поездок. Еще 16 % - это командировки, связанные с посещение семинаров и конференций. Оставшаяся часть приходится на организацию ярмарок, выставок и презентаций.
Считается, что затраты бизнесменов при этом в три раза больше расходов обычных туристов. Следовательно, страны, которые посещают предприниматели, получают от таких туров немалые доходы. Как правило, наиболее развитые бизнес-направления приходятся на страны с высокой деловой активностью. Среди них – США, Китай, Япония, Великобритания, Германия и Чехия. Последнее государство следует особо отметить, так как оно сумело извлечь максимум выгод от бизнес-туризма, подняв его на достойный уровень.
Чешский опыт
К примеру, вопреки плохим прогнозам о возвращении и углублении экономического кризиса в Чешской республике за первое полугодие 2012 года наблюдается прирост бизнес-туристов на 11 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Специалисты из отрасли туризма знают, что конгресс-турист – самый выгодный на свете, хотя они и тратят приблизительно столько же, сколько и обыкновенные туристы, – говорит директор украинского представительства CzechTourism Анна Бирковская. – Но поскольку переезд, размещение и питание оплачивается работодателем, поэтому на покупки у них остается больше денег, чем у обычных туристов. Приблизительно, в день тратится 200 евро (4900 крон) с человека».
Впрочем, наладить туристическую индустрию для деловых визитов не так уж легко. Так, для бизнес-туризма очень важным является наличие 4 и 5-звездочных отелей, на территории которых есть конференц-залы, где можно проводить конференции, воркшопы или семинары. Конгрес-залы должны быть оснащены качественной техникой для различных типов встреч. Не последнюю роль играет и хорошее сообщение. Качественная и быстрая железная дорога или авиасообщение, а также современный автобан – все это способствует как развитию конгресс-туризма, так и максимальному комфорту непосредственно для самих участников. Кроме того, целью конференций также является и смена рабочего места для сотрудника, что часто ведет к качественному генерированию новых идей. Толчком для этого становятся новые впечатления и события, которые участники конференции и получают за период пребывания в таких деловых поездках.
Все это говорит о том, что деловой туризм хоть и является привлекательным, но требует значительных инвестиций. В нашей стране индустрия бизнес-гостеприимства пока еще далека от своего идеала.
Украинские реалии
Начнем с того, что туристическая инфраструктура в Украине хоть и немного улучшилась благодаря Евро-2012, но все равно оставляет желать лучшего. Особенно – индустрия делового туризма. Так, согласно данным международного сервиса бронирования отелей Booking.com, в столице Украины – Киеве - и в радиусе 50 км от нее насчитывается 263 отеля и только 42 (около 16 %) из них отвечают статусу «деловая поездка» - имеется в наличии конференц- или банкетный зал. Сразу скажу – цифры выглядят весьма скромно. К примеру, в Праге - столице Чехии – имеется 697 отелей, из которых 152 (около 21 %) отвечают требованиям бизнес-туризма. Видно, что и абсолютные и относительные показатели там существенно выше, чем в главном городе Украины. В крупных областных центрах ситуация выглядит еще плачевнее.
Всего отелей Украины и тех, которые приспособлены для бизнес-мероприятий (данные Booking.com) |
Таким образом, видим, что инфраструктура делового гостеприимства в нашей стране оставляет желать лучшего. Да и экономическая активность страны тоже не способствует развитию делового туризма в Украине, что и подтверждается данными государственного комитета статистики.
Так, в течение последних лет в Украине на фоне постоянного роста количества туристов, наблюдается стабильное снижение доли служебных поездок. Так, в 2009 году к нам прибыло 741,8 тыс. бизнес-туристов (3,57 % от общего числа туристов), в 2010 – 694,5 тыс. (3,28 %), а в 2011 их число еще сократилось до 644,9 тыс. (3,01 %). Обратите внимание – снижаются не только абсолютные числа, но и процентная доля от общего числа туристов. Все это косвенно говорит о снижении деловой активности в нашей стране и потери бизнес-привлекательности у зарубежных предпринимателей.
Интересно так же посмотреть на страны, откуда к нам прибывают бизнес-туристы. Так, главным «поставщиком» служебных гостей является Российская Федерация. В 2009 году в Украину прибыло 237,9 тыс. бизнес-туристов из РФ, в 2010 их число сократилось до 165,3 тыс., а в 2011 – незначительно выросло до 167,1 тыс. человек. Примечательно ,что эти цифры наглядно демонстрируют охлаждение деловых отношений между странами, которое началось в 2010 году из-за цен на поставляемый газ. Также видна не радущющая глаз статистика по другим странам.
Резюмируя все эти данные, можно уверенно сказать – перспективы делового туризма в Украине пока еще очень и очень туманны. И хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что такой вид туризма не только популярен, но и выгоден, практических шагов к его развитию в нашей стране еще не видно.
Опубликовано в издании "Украинский туризм", № 5, 2012
Так, в течение последних лет в Украине на фоне постоянного роста количества туристов, наблюдается стабильное снижение доли служебных поездок. Так, в 2009 году к нам прибыло 741,8 тыс. бизнес-туристов (3,57 % от общего числа туристов), в 2010 – 694,5 тыс. (3,28 %), а в 2011 их число еще сократилось до 644,9 тыс. (3,01 %). Обратите внимание – снижаются не только абсолютные числа, но и процентная доля от общего числа туристов. Все это косвенно говорит о снижении деловой активности в нашей стране и потери бизнес-привлекательности у зарубежных предпринимателей.
Интересно так же посмотреть на страны, откуда к нам прибывают бизнес-туристы. Так, главным «поставщиком» служебных гостей является Российская Федерация. В 2009 году в Украину прибыло 237,9 тыс. бизнес-туристов из РФ, в 2010 их число сократилось до 165,3 тыс., а в 2011 – незначительно выросло до 167,1 тыс. человек. Примечательно ,что эти цифры наглядно демонстрируют охлаждение деловых отношений между странами, которое началось в 2010 году из-за цен на поставляемый газ. Также видна не радущющая глаз статистика по другим странам.
ТОП-5 стран, из которых приезжают бизнес-туристы Украины |
Резюмируя все эти данные, можно уверенно сказать – перспективы делового туризма в Украине пока еще очень и очень туманны. И хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что такой вид туризма не только популярен, но и выгоден, практических шагов к его развитию в нашей стране еще не видно.
Опубликовано в издании "Украинский туризм", № 5, 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий