понедельник, 22 апреля 2013 г.

Почему украинцев не ценят как туристов

Фото взято с http://vidomosti-ua.com
Недавно возникла дискуссия с моим хорошим другом из Киева, который немалую часть своей жизни посвятил туристической журналистике. Тема дискуссии – почему зарубежные страны не рассматривают Украину как выгодного поставщика туристов. Вопрос, конечно же, очень непростой: факторов и причин хоть отбавляй. Да и сложно сидя здесь анализировать, почему нас не любят там. Но все же, попробую.


Начну с не самой радостной новости, которая стала причиной дискуссии: в Украине закрывается государственный офис Чешской республики по развитию туризма в эту страну. И я, и мой друг хорошо знакомы с бессменным руководителем этого офиса – энергичной девушкой, сумевшей за пятилетний период работы офиса существенно увеличить турпоток украинцев в Чехию. Опять же таки – сложно однозначно судить либо это лично ее заслуга или таким образом сложились обстоятельства внешних сил. Но факт остается фактом: по данным Укрстата за четыре года число украинцев, выбравших Чехию как туристическое направление, выросло со 180 тыс. в 2008 до почти 300 тыс. человек в 2012 году. Частично эти цифры подтверждаются и чешской стороной, где ежегодно фиксируют рост туристов из Украины на 21 %.  На мой взгляд, этот почти двукратный рост можно назвать индикатором эффективности работы данного туристического офиса. 

Но 31 мая эта организация в Украине закроется и вся деятельность по развитию украинского туризма в Чехию ляжет на плечи ближайшего офиса Чехтуризма - в Москве. И хотя мое личное отношение к России вполне толерантное, опыт показывает, что славянская расхлябанность и пофигизм в сочетании с удаленным расположением приведут к неизбежному снижению числа украинских туристов в Чехию. И вот с этого момента начинается дискуссия: почему в Украине закрывается очередной зарубежный офис по развитию туризма, несмотря на положительную динамику работы? Чем руководствуются иностранные чиновники высшего ранга, которые простым росчерком пера закрывают представительства? 

Мой друг искреннее уверен, что есть две причины таких негативных явлений: недостаточная самоидентичность украинцев и непонимание иностранцами принципиальной разницы между русскими и украинцами. Проще говоря, не делят нас на две отдельные нации, а по привычке считают и одних, и других русскими. Которым подается одинаковый туристический продукт, с одинаковым содержанием и по одинаковой цене. И поэтому держать два отдельных офиса по развитию туризма в России и в Украине просто нецелесообразно. Эта точка зрения тоже верна по своему, но, на мой взгляд, все гораздо проще. Без национальности, идентичности и прочей политики.

Я считаю, что виной всему деньги. Возможно, это чересчур примитивно, элементарно и по-обывательски. Но именно смехотворные деньги, которые наши сограждане готовы платить за зарубежный отдых, становятся причиной закрытия представительств зарубежных государств по развитию туризма. Гораздо проще сконцентрировать усилия на соседнем государстве (в данном случае России), туристы которой тратят в разы больше наших сограждан. И это не пустые слова: согласно исследованию международной организации туризма, по итогам 2012 года российские туристы заняли 5 строчку рейтинга самых платежеспособных туристов. За прошлый год они оставили в зарубежных страна более 40 млрд долларов. Позиция Украины в этом рейтинге пока не известна (полностью он будет опубликован в конце мая), но то, что не в первой десятке – это точно.

На практике выглядит это так: турпакет в европейскую страну из расчета 1000 долларов на человека (без авиаперелета) для нас выглядит дороговато, а вот российский турист на него смотрит с заинтересованностью. Так же, как украинский турист на недельный тур в Турцию за 400 долларов, где «все включено». Кроме того меня забавляют советы бывалых российских путешественников, делящихся в блогах о личном опыте «недорого отдыха» из расчета 200-250 долларов в день без учета авиаперелета. Особенно этот опыт будет «полезен» украинцам, выбирающим автобусные туры по Европе, полная стоимость которых колеблется в пределах от 300 до 500 долларов.

В итоге подсчитав доходы от туристов, зарубежные агентства по развитию туризма концентрируют усилия на том рынке, где покупательская способность выше. И закрывая свои представительства, за рубежом прекрасно понимают, что возможное сокращение потока украинских туристов с лихвой компенсируется за счет более обеспеченных соседей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий