Евро-2012 – это настоящий
праздник, причем во многих отношениях. Для футбольных болельщиков – это шоу,
которое позволяет отвлечься от проблем
экономического и политического характера. Для бизнеса такой чемпионат означает
приток валюты, оживление экономики и ожидание притока туристов. Именно поэтому городам, которые
непосредственно принимали Евро, повезло. Иначе сложились дела в туристических
центрах Польши и Украины – Кракове и Одессе, которых чемпионат незаслуженно
обошел стороной.
Готовность Кракова к Евро-2012 в
2009 году была гораздо выше, чем у Гданьска, Познани и Вроцлава. И ничего
удивительного – как популярная туристическая дестинация этот город стал давно
известен среди туристов во всем мире, потому количество отелей и качество
аэропортовской инфраструктуры было безупречным. Более того – бюджетный
авиаперевозчик Eurolot обеспечил недорогое авиасообщение между Краковом и
Львовом, что могло позитивно отразиться на миграции болельщиков между странами,
принимающими Евро-2012. А современная спортивная арена – это не тот «камень
преткновения», из-за которого необходимо отказать такому городу в принятии
чемпионата. Тем более, что реконструкция одного из стадионов исторической
столицы Польши могла быть проведена в рекордно короткие сроки.
«Мне абсолютно непонятно,
почему наш город исключен. Когда я слушал трансляцию из Бухареста, я так и не
понял, какие были основания для принятия столь странного решения. Думаю, оно
было принято под политическим давлением», - именно такие слова 3 года назад
произнес Яцек Майхровский, мэр Кракова.
Впрочем, жители и власти Кракова
недолго горевали из-за «пролета» с Евро-2012 и сумели подготовить достойный
ответ чиновникам из УЕФА. Вначале было введено своеобразное эмбарго на
спортивную символику и атрибутику и слоган к такому решению выглядел примерно
так: «Соревнования у них, а нас исключительно культура». И такая мера стала
эффективной: футбольные болельщики, пожелавшие культурной программы в перерывах
между матчами, отправлялись на день-два в Краков.
«Многие владельцы частных отелей даже
опасались Евро-2012, так как обычных туристов могло отпугнуть агрессивное
поведение болельщиков. И потому когда чемпионат отдали другим городам, отельеры
вздохнули с облегчением.. Ведь подавляющее число болельщиков интересует только
футбол и пиво, а потому они не так активно тратят деньги по сравнению с
обычными туристами. А зачастую даже не остаются ночевать, уезжая домой», -
говорит Лешек Зегзда, руководитель Малопольской туристической организации.
Но наплыва футбольных фанов
Кракову избежать не удалось. По данным Польской туристической организации,
почти 70% болельщиков, прибывших на матч своей сборной, выделяли денек на
прогулку по Кракову. Кроме того, сборные Англии, Италии и Голландии
остановились в Кракове на период чемпионата, а потому их отели стали местом
паломничества как местных жителей, так и иностранных фанов.
Таким образом, Краков сумел
мастерски превратить поражение в победу: при отсутствии хлопот по организации
футбольного матча город получил увеличенный поток туристов, а городская казна пополнилась
дополнительными денежными средствами. И как результат, этот город поляки смело
называют девятым городом Евро-2012.
Одесса
Жемчужина у Черного моря, как и
польский Краков, заслуженно считалась городом-фаворитом для приема матчей
Евро-2012. Да, были сложности с аэропортом, которые существуют и по сей день.
Но в отличие от Донецка и Харькова, в Одессе изначально количество отелей
отвечало требованиям УЕФА. По состоянию на 2009 года главная спортивная арена
города – стадион «Черноморец» - находился в самой начальной стадии
реконструкции, но в итоге первый матч на
новом поле был сыгран задолго до начала чемпионата по футболу. Да и
географическое положение Южной Пальмиры для летних спортивных игр подходит
намного лучше, чем у того же Киева или Львова, не говоря уже о промышленных
центрах востока Украины – Донецка и Харькова. Но чиновники из УЕФА суровым
росчерком пера оставили город за бортом
спортивного праздника. И в отличие от Кракова, такое решение оказалось
фатальным для Одессы.
Начнем с того, что доходы от
туризма в Одесской области гораздо скромнее, чем у Кракова и его окрестностей.
Так, по итогам 2011 года в регионе сумели собрать доход со всевозможных
источников на сумму в 3,8 млрд грн, в то время как в Малопольском воеводстве за
этот же период только сфера туризма пополнила казну почти на 10 млрд злотых (1 злотый примерно равен 2,6 грн). Да и поток
туристов у нас несравнимо ниже: в Краков и близлежащие города ежегодно
прибывает от 6 до 8 млн туристов, из которых примерно четверть – иностранцы. В
Одесской области чиновники из года в год повторяют цифру в 1 млн туристов, и то
из-за отсутствия эффективного сбора статистических данных по туризму
документального подтверждения таким утверждениям никто предоставить не может.
Все это свидетельствует о том,
что без серьезных инвестиций легендарный город у моря с обветшавшей туристической
инфраструктурой и далее будет оставаться малопривлекательным для иностранных
гостей. Кстати, об инвестициях – суммарные расходы украинского бюджета на
подготовку к Евро-2012 составили порядка 5 млрд долларов США. Путем несложных
арифметических вычислений увидим, что каждому из 4 городов, принимавших
футбольные матчи, досталось около 1,25 млрд долларов государственных
инвестиций. Можно с полной ответственностью заявить, что сумма в 10 млрд грн
могла существенно улучшить туристическую привлекательность Одессы, даже с
учетом таких отечественных реалий, как «откаты» и «распилы».
По официальным данным НБУ и
Кабмина, иностранные гости в период Евро-2102 обменяли в украинских обменниках
порядка 1 млрд долларов США. Очевидно, что эти деньги остались в ресторанах,
отелях, супермаркетах и других торгово-сервисных точках Киева, Харькова, Львова
и Донецка, тем самым оживив бизнес-среду. И в самом лучшем случае, десятая
часть этих средств досталась морскому побережью Украины. Впрочем, по мнению одесских
рестораторов, туристический сезон-2012 нельзя назвать провальным.
«У нас с мая по октябрь всегда
полные залы, потому нельзя сейчас сказать, стало больше туристов в период Евро
или нет. Визуально туристов в городе добавилось, но это только впечатление, но
не конкретные цифры», - говорит Савелий Либкин, совладелец сети ресторанов
«Реста».
Будем откровенны: в отличие от
Кракова, Одесса остро нуждалась в проведении Евро-2012 как локомотиве для роста
туристической индустрии. А лишившись этой возможности, юг Украины остался
тет-а-тет с проблемами, до которых нет дела вроде бы родному государству.
Материал был опубликован в издании "Украинский туризм", № 4, 2012 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий