воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Куяльницкая плотина: скрытое стало явным

Многие уже знают, что время от времени люблю покататься вдоль берегов Куяльницкого лимана, где можно увидеть удивительную флору и замечательный закат солнца. В очередной такой выезд заметил, что в ставший для меня привычным вид вклинился новый объект – остатки то ли дамбы, то ли плотины на берегу близ Красноселки. Не знаю почему, но чем-то они мне приглянулись. В итоге после серьезного изучения дна лимана и просиживания часов в библиотеке,  удалось раскрыть секрет этого загадочного сооружения, о котором сегодня даже никто не вспоминает.

Куяльницкий лиман – это локация, которая может смело занять почетное в ряду знаковых мест украинской истории. Именно здесь в 14-16 веках добывали соль легендарные чумаки, а дорога, по которой они везли эту соль в Россию, являлась одним из чумацких шляхов, о которых так много рассказывают украинским школьникам. Немало значит лиман и для русской дореволюционной истории, когда в середине 19 века с отходом Бессарабских соляных промыслов Молдавии, в тогдашней России сумели в короткие сроки наладить здесь соледобычу и обеспечить снабжение страны этим дорогим по тем временам продуктом.

Наладить добычу соли из лиманов – это нелегко. Так, например, вода в таких водоемах должна была испаряться, тем самым оставляя соль на поверхности. Но в серьезном бизнесе нельзя полагаться на погодные условия, особенно когда этот бизнес лежи в плоскости стратегических интересов государства. Для серьезного исследования лимана в одесские края был командирован полковник Корпуса горных инженеров Рожков. После детального изучения водоема он предложил проект постройки плотины, которая разделит лиман на две части. При этом северная часть водоема так и останется лиманом, воды которого будут пополняться за счет реки Большой Куяльник. Южная же половина превратится в самоосадочное озеро, которое будет наполняться дождевой водой и тающим снегом в холодное время года, а в теплый период предоставлять соль для добычи. Говоря сегодняшним русском языком, такой проект оказался инвестиционно привлекательным, да и инвестор нашелся в короткие сроки. Вот как об этом пишет С. Шмаков в труде «Одесские лиманы» (1865 года издания):

«Мысль эту взялся привести в исполнение действительный статский советник Новосельский, которому правительство и отдало Куяльницкий и Хаджибейский лиманы сроком на 25 лет. Он обязался за свой счет сделать который либо из них или оба – солеродными, доставлять соли не менее 1,5 миллион пудов (1 пуд = 16,38 кг) в год и продавать ее не дороже 14 коп. за пуд, кроме акциза. При этом в виде пособия, отсрочен ему взнос акциза с соли, который был в то время 21 коп с пуда, на 5 лет. Условие подписано Новосельским 6 мая 1858 года», - повествуется в литературе.

В итоге выбор солепромышленника остановился на Куяльницком лимане. Здесь была сооружена плотина в «1375 саженей длиной, шириной 8 саженей, вверху – 3 сажени» (почти 2,8 км в длину, чуть больше 16 метров ширину и чуть больше 6 метров в высоту). Плотина была построена из земли и укреплена накидным камнем. По ценам середины 19 века она стоила до 200 тыс. рублей. Правда вскоре сооружение было совершенно испорчено наводнением. В 1864 году плотина была вновь исправлена, на что было потрачено 50 тыс. рублей. 

Вид на плотину со стороны деревни Красноселка (бывшая колония Гильдендорф)
Вид на плотину со стороны деревни Красноселка (бывшая колония Гильдендорф)
Вид на плотину со стороны деревни Августовки (другой берег лимана)
Вид на плотину со стороны деревни Августовки (другой берег лимана)
Накидной камень, который укреплял плотину
Правда, несмотря на доскональное выполнение проекта полковника Рожкова, вскоре выяснилось, что он далек от идеала. В частности, лиман только из-за одной плотины не мог сделаться солеродным. Для этого нужны были несколько подряд сухих лет. Именно поэтому начало было устройство соляных промыслов на заливах лимана, что обошлось инвестору Новосельскому еще в 300 тыс. рублей. Как пишет Шмаков, сумма расходов еще увеличилась из-за необходимости платить «тяжелые проценты на занятые капиталы». Но не смотря на множество ошибок и неудач, в итоге дело увенчалось успехом. Уже в 1860 году было получено 64 тыс. 198 пудов соли, а в последующие годы добыча увеличилась до 5 млн пудов в год, сделав инвестиции Новосельского сверхприбыльными.

Правда, с 1875 года началось постепенное повышение уровня лимана в северной части и плотину регулярно перехлестывало водой, после чего ее каждый раз ремонтировали. Так продолжалось несколько лет, пока в 1878 году сооружение не размыло окончательно, и ее забросили. С тех пор плотина, точнее ее участки, идущие от берегов лимана, несколько раз появлялись на поверхности в периоды обмеления лимана. На старых русских картах "трехверстовках" по топографическим съемкам 1869 года плотина отчетливо видна. А уже на австро-венгерских "шпионских" топографических картах обозначены лишь места примыкания плотины к берегам лимана. Правда теперь, из-за катастрофического обмеления лимана, ее края можно наблюдать невооруженным взглядом. И хотя причины появления такой достопримечательности нельзя назвать радостными, но, как бы там ни было, туристы и жители города могут наблюдать еще одну историческую веху в развитии Одессы и ее окрестностей.

Та самая соль, которую добывали на лимане.
Карта Шуберта, сделанная в середине 19-века и где отмечена плотина
Автор благодарит Александра Вельможко за помощь в изучении плотины и поиске исторических документов, позволивших написать этот текст.

Комментариев нет:

Отправить комментарий